Группа Барбарики ГБДОУ 81 Выборгского района г. Санкт-Петербург

Сказкотерапия

«Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми»

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

.  Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.  

В моем понимании сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Я предлагаю ввести сказкотерапию в детские сады как с целью своевременной психологической помощи конкретным детям, проблемы которых воспитатель понимает, как никто, так и с целью небольшой коррекции поведения детей. А так же, с целью ответов на важные вопросы детей.

Функции сказок

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок. 1.Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.

  2.Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

·о жизненно важных явлениях;

·о жизненных ценностях;

·о постановке целей;

·о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

  3.  В сказке в символической форме содержится информация о том:

·как устроен этот мир, кто его создал;

·что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

·какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

·какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

·какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

·как приобретать и ценить дружбу и любовь;

·какими ценностями руководствоваться в жизни;

·как строить отношения с родителями и детьми;

·как прощать


  Особенности сказкотерапии с детьми

В процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога – в нашем случае –воспитателя, требуется выполнение следующих условий:

·При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

·Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

·Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

·Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

·Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

·Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

 Однако, сказки должны подходить ребенку по возрасту.

В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».

Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Основные методы сказкотерапии

Можно выделить несколько вариантов работы со сказкой:

 Рассказывание сказки.

Рисование сказки.

Сказкотерапевтическая диагностика.

Сочинение сказки.

Изготовление кукол.

Постановка сказки.

В заключении можно сказать, что на сегодняшний день сказкотерапия-является одним из актуальным методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

7 марта 2016 в 23:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.