Группа Барбарики ГБДОУ 81 Выборгского района г. Санкт-Петербург
Сказкотерапия«Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми» Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. . Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. В моем понимании сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Я предлагаю ввести сказкотерапию в детские сады как с целью своевременной психологической помощи конкретным детям, проблемы которых воспитатель понимает, как никто, так и с целью небольшой коррекции поведения детей. А так же, с целью ответов на важные вопросы детей. Функции сказок Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок. 1.Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. 2.Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: ·о жизненно важных явлениях; ·о жизненных ценностях; ·о постановке целей; ·о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки). 3. В сказке в символической форме содержится информация о том: ·как устроен этот мир, кто его создал; ·что происходит с человеком в разные периоды его жизни; ·какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; ·какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; ·какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; ·как приобретать и ценить дружбу и любовь; ·какими ценностями руководствоваться в жизни; ·как строить отношения с родителями и детьми; ·как прощать
В процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа. От психолога – в нашем случае –воспитателя, требуется выполнение следующих условий: ·При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; ·Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами; ·Нельзя допускать затянувшихся пауз. Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: ·Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»); ·Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки; ·Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи. Однако, сказки должны подходить ребенку по возрасту. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Можно выделить несколько вариантов работы со сказкой: Рассказывание сказки. Рисование сказки. Сказкотерапевтическая диагностика. Сочинение сказки. Изготовление кукол. Постановка сказки. В заключении можно сказать, что на сегодняшний день сказкотерапия-является одним из актуальным методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. 7 марта 2016 в 23:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.